Опыт определяет результат

Закрытие ООО – пошаговая инструкция в 2023 году

Ликвидация компании представляет собой процедуру, при которой организация прекращает свое существование без передачи своих прав и обязанностей. При ликвидации общества с ограниченной ответственностью, оно снимается с регистрационного учета и не может выполнять свои обязательства. Рассмотрим процесс закрытия ООО поэтапно, расскажем о порядке и нюансах каждого из этапов и дадим советы о том, как максимально ускорить и упростить эту непростую процедуру.

Чтобы закрыть фирму, участникам общество нужно единогласно принять решение, уведомить контролирующие госорганы и заинтересованных лиц. Далее нужно составить промежуточный баланс, подать необходимые данные в ФНС и СФР, затем рассчитаться с кредиторами. Кроме этого потребуется утвердить ликвидационный баланс и только потом можно будет зарегистрировать закрытие фирмы в ФНС. У каждого из перечисленных этапов есть свои нюансы, о которых мы расскажем ниже.

Нужно отметить – чтобы при ликвидации общества с юридической точки зрения к вам не было никаких претензий, необходимо отслеживать изменения в законах, регламентирующих деятельность ООО. Ниже приводится пошаговая инструкция по ликвидации, актуальная на 2023 год.

Шаг первый: принятие решения

Закрытие ООО

Если участников несколько, то стартовым моментом для начала процедуры будет служить протокол общего собрания, где будет отражено решение о ликвидации фирмы.  Законно закрыть общество можно лишь при единогласном решении всех его участников, на общем собрании, где должны будут обсуждены три вопроса:

  • закрытие фирмы;
  • назначение ликвидатора либо комиссии по ликвидации;
  • утверждение сроков и порядка процедуры (максимальный срок – 1 год).

Что будет, если не закончить ликвидацию в утвержденный срок? Налоговая служба сделает отметку об истечении срока процедуры в ЕГРЮЛ. После этого начать заново процедуру закрытия ООО можно будет только через полгода.

Как быть, если в ООО только один участник? Если в организации участник только один, то решение о закрытии и назначении комиссии принимается им единолично, оформляется письменно, с отражением трех вопросов, указанных выше.

Важно! Если ликвидация предприятия несёт добровольный характер, то его учредители не обязаны отвечать по имеющимся долгам своим имуществом. Обязательства такого рода возникают только в случае банкротства.

Шаг второй: нужно уведомить налоговую службу, пенсионный и страховой фонд

С того момента, как состоится собрание и решение о ликвидации компании оформляется документально, нужно в трехдневный срок уведомить об этом налоговую инспекцию по месту регистрации. Вместе с уведомлением, составленным по форме р15016, в налоговый орган должно быть подано нотариально заверенное решение о закрытии организации. Документы могут быть поданы лично, через Госуслуги либо почтовым ценным отправлением.

Кроме налоговой, в тот же срок необходимо подать в Федресурс (ЕФРСФДЮЛ) уведомление с данными о решении закрытии фирмы, назначенном ликвидаторе (либо составе комиссии), а также о порядке расчетов с кредиторами.  

Что будет, если не уведомить налоговую и Федресурс? Последствием этого будет отказ налоговой службы в регистрации, наложение штрафа на ликвидатора (либо дисквалификация)

Этот этап можно считать успешно пройденным тогда, когда налоговая служба, на основании переданных вами документов передаст вам лист записи ЕГРЮЛ.

Важно! После того, как налоговая получит уведомление о ликвидации предприятия, она может произвести выездную проверку (без учета сроков и причин проведения предыдущей проверки). Кроме этого ФСС и ПФР могут потребовать документального отчета о выплате взносов, пособий и пенсий.

Шаг третий: оповещение о закрытии всех заинтересованных лиц

Закрытие фирмы

Если принимается решение закрыть ООО, то по закону необходимо в двухмесячный срок оповестить об этом всех контрагентов (включая персонал). Если в вашем предприятии занято больше 15 человек, то увольнение будет считаться массовым. В этом случае необходимо оповестить службу занятости не за 2 месяца (как прописано в части 2 статьи 180 Трудового кодекса), а за 3 месяца. То же самое касается и профсоюза (если он имеется).

СМИ. В первую очередь нужно опубликовать в «Вестнике государственной регистрации» объявление о вашем решении закрыть фирму, с указанием сроков и порядке ликвидации. Это необходимо для того, чтобы у кредиторов было время предъявить требования к закрывающейся компании.   

Персонал, контрагенты, профсоюзы. В результате ликвидации общества будут уволены все сотрудники без исключения, включая тех, кто имеет льготы, находится на больничном или в отпуске. Рекомендуется оповещать персонал одновременно с публикацией в журнале «Вестник». Также необходимо проинформировать о закрытии центр занятости.

Оповещать контрагентов лучше всего через почту (письмом с описью вложений и с объявленной ценностью). В этом случае у вас будет документальное подтверждение о том, что вы уведомили заинтересованных лиц.

Шаг четвертый: подготовка бухгалтерского промежуточного баланса и выплаты кредиторам

После того, как выйдет двухмесячный срок, отведенный кредиторам на предъявления требований, нужно будет составить бухгалтерский промежуточный баланс. Перед этим ликвидатор (или комиссия) должен определить состав имущества, принадлежащего предприятию.

Он составляется так же, как и обычный баланс по форме №1, при этом должен содержать сведения об имуществе компании и о требованиях кредиторов, а также результаты рассмотрения указанных требований (в том числе в суде). После составления баланса его нужно утвердить и подать в налоговую службу с уведомлением, составленным по форме № Р15016.

При этом желательно приложить следующие документы:

  • решение об утверждении баланса (если участник ООО один), либо протокол собрания участников;
  • подтверждение о том, что сведения о ликвидации компании публиковались в журнале «Вестник».

После того, как ликвидационный промежуточный баланс будет утвержден, комиссия (или ликвидатор) может начать удовлетворять требования кредиторов в соответствии с порядком очередности, который установлен Гражданским кодексом (статья 64). Если средств на выплаты не хватает, то имущество компании будет распродано на торгах (за исключением имущества, стоимость которого, в соответствии с ликвидационным балансом не превышает 100 000 рублей).

В соответствии с Гражданским кодексом, очередность расчетов должна быть следующей:

  • оплата компенсаций морального ущерба и причинение вреда здоровью;
  • выплата увольняемым работникам заработной платы и выходных пособий;
  • погашение штрафов, налогов, взносов и пени (через месяц после того, как был утвержден промежуточный баланс ликвидации);
  • оплата иных оставшихся задолженностей.

Шаг пятый: подача в СФР и налоговую службу отчетов о работниках, снятие кассы

Закрытие компании

После того, как будет утвержден промежуточный баланс ликвидации предприятия, у ООО есть один месяц на подачу в СФР информации о застрахованных работниках, включая тех, с которыми был заключен гражданско-правовой договор (ГПД). Список сведений, которые нужно подать в СФР, указан в части 4, статье 9 ФЗ №56 от 30.04.2008.

Формы отчета:

  • «СЗВ-Стаж» в составе «Единой формы сведений-1»;
  • СЗВ-ТД в составе в составе «Единой формы сведений-1» (подаётся за кадровые события);
  • 4-ФСС в составе «Единой формы сведений-1».

Если не подать в Социальный фонд России указанные сведения, то в регистрации закрытия ООО будет отказано.

Если фирма закрывается до окончания расчётного периода, то рекомендуется направлять отчет до того, как были поданы документы о закрытии ООО (с отметкой на титульном листе «Прекращение деятельности»). Еще одна деталь - если в течение последнего месяца закрытия в предприятии были работники, оформленные по ГПД или трудовым договорам, то нужно направить в налоговую службу отчет о персонифицированных сведениях. Также в налоговую инспекцию необходимо отправить расчет по страховым взносам.

Снятие кассы. Есть несколько способов это сделать – в личном кабинете ОФД (оператора персональных данных), путем подачи заявления в налоговую инспекцию или на портале Федеральной налоговой службы.

Шаг шестой – составление окончательного баланса ликвидации ООО

Когда все расчеты с кредиторами произведены, то составляется и утверждается окончательный ликвидационный баланс. Для его составления можно использовать формы, которые рекомендованы ФНС. В балансе нужно указать данные об активах и пассивах компании, которые остались после проведения расчетов с кредиторами (либо отметить, что они отсутствуют – в случае, когда оставшееся имущество было распределено между участниками общества).

Утверждение ликвидационного баланса производится на общем собрании участников ООО путем голосования (при условии, что в уставе не прописаны иные правила).

Шаг седьмой и последний: подача пакета документов на закрытие ООО

Когда все перечисленные выше этапы пройдены, в ФНС подается пакет документов для регистрации ликвидации компании.

  • заявление об окончании ликвидации, составленное по форме № P15016 и заверенное у нотариуса;
  • окончательный баланс, утвержденный собранием участников (или ликвидатором);
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (если заявление было направлено в электронной форме, госпошлина не уплачивается).

Указанный выше список документов обязательный. Рекомендуем также приложить к нему документ, подтверждающий факт передачи в Социальный фонд данных персонифицированного учета (информации о застрахованных лицах). Хотя ФНС может получить эти сведения по межведомственному запросу, имеет смысл предоставить их самим, во избежание проволочек.

Государственная регистрация процедуры ликвидации ООО должна быть произведена не позднее, чем через 5 рабочих дней (начиная с того дня, когда пакет документов был предоставлен в налоговую службу). Закрытие общества может считаться завершенным тогда, когда об этом будет внесена запись в ЕГРЮЛ.

Что стоит знать до начала ликвидации

  • Сроки процедуры ликвидации достаточно велики (не менее 2 месяцев). Инвентаризация, уведомление работников, информирование контрагентов, сдача отчетности – на все это нужно время;
  • В течение процедуры необходимо будет не менее трех раз проводить собрание учредителей с оформлением протоколов и последующей подачей пакета документов в налоговую службу. Кроме этого нужно будет составлять и своевременно отсылать уведомления и отчеты в ряд госорганов – ФНС, СФР, службу занятости;
  • Необходимо будет произвести ряд расчетов – с кредиторами организации, работниками и государственными органами, соблюдая при этом утвержденную законом последовательность выполнения своих обязательств.

Чтобы разобраться во всех нюансах и значительно упростить процедуру ликвидации, вы можете воспользоваться услугами специалистам СибЮрцентр. Мы произведем закрытие ООО в минимально возможные сроки и гарантируем успешное прохождение всех этапов, включая самые сложные.

Если Вас пугает сложность процедуры, можно прибегнуть к Альтернативной ликвидации, подробности которой описаны в другой нашей статье.

ЦЕНЫ

Поля отмеченные * обязательны для заполнения.